Главная / Полезно знать! / Статьи по теме / Материалы для строительства дороги: какие бывают?

Материалы для строительства дороги: какие бывают?

Автомобильной дорогой называют комплекс большого количества элементов, необходимых для его безопасной эксплуатации транспортными средствами. В ходе устройства дорожного полотна могут применяться различные материалы. Их характеристики выбирают с учетом размеров техники, планируемой нагрузки, интенсивности дорожного трафика, а также свойств земельного участка, выбранного для строительства дороги. В процессе укладки дорожного полотна специалисты учитывают множество норм и требований.

Популярные материалы для строительства дороги-min

Выбор материалов для дорожного строительства

Дороги могут строить с использованием разных материалов, мы рассмотрим лишь самые распространенные варианты.

Кирпичный бой

Кирпич применяется в тех случаях, когда нужно сократить расходы на строительство дороги к минимуму. Обычно используется силикатный белый или красный кирпич. Первый вариант ценится больше, поскольку его применение позволяет добиться максимального эксплуатационного срока дороги.
Кирпичный бой обладает следующими преимуществами:

  • доступная цена;
  • возможность строительства дороги на болотистых территориях;
  • высокий показатель плотности, обеспечивающий выравнивание дороги в течение нескольких месяцев.

Кирпичный бой получают после демонтажа различных зданий, измельчения материала, а также его очистки от различных примесей. Обычно битый кирпич проходит сортировку с учетом размера элементов, после чего его транспортируют на место проведения работ. Также можно приобрести производственный брак. Он продаётся по более высокой цене, что связано с тем, что материал новый и не использовался ранее.

Битый кирпич можно использовать в следующих целях:

  • выравнивание покрытия стоянок;
  • восстановление дорожек для пешеходов;
  • обустройство проселочных дорог с небольшой интенсивностью движения;
  • создание откосов и основания дороги.

В некоторых случаях битый кирпич применяют вместо щебня, что не ухудшает характеристик дороги. Независимо от выбранного решения, важно руководствоваться всеми требованиями проекта.

Древесина

Без дерева сложно обойтись при обустройстве временных проездов на болотистых участках. Обычно этот материал применяют для строительства колейных и сплошных дорог.

В ходе сооружения колейных дорог используются брусья, бревна или лежни, а также щиты. Выбор размера дороги зависит от характеристик техники, для которой она обустраивается.

При строительстве сплошных дорог применяют настил из жердей, бревна, накатник или хворост. Если нужен лишь односторонний проезд, ширина проезжей части должна составлять минимум 4,5 метра. А вот в случае потребности в двухстороннем проезде показатель следует увеличить до 7,0 м.

Строительство дорог из дерева требует серьезных затрат времени и трудовых ресурсов. Ещё одним недостатком является минимальный срок службы.

При сооружении сплошных дорог применяется любая подходящая древесина местных пород. При устройстве колейных дорог используют хвойные породы.

Уже из названия колейных дорог можно понять, что речь идет о двух колеях, предназначенных для движения техники. Соединение различных элементов таких дорог осуществляется с использованием шпонок или накладок.

Колейные дороги обладают следующими достоинствами:

  • небольшой бюджет на транспортировку материала и строительство дороги;
  • техника может передвигаться со скоростью до 30 км/ч;
  • предварительная подгонка компонентов по стандартным шаблонам;
  • применение стандартных элементов в процессе сборки дороги.

Дороги, построенные из деревянных щитов, отличаются меньшим эксплуатационным сроком, по сравнению с теми, что построены из бревен. По сути, щит - это сочетание досок, планок и гвоздей. На значительно заболоченных территориях под щитами устанавливают лежни из пластин или бревен.

Натуральный камень

Ключевыми преимуществами дорог из камня являются великолепные эксплуатационные свойства и достаточно долгий эксплуатационный срок. Брусчатый камень красиво выглядит и почти не изнашивается. Под брусчаткой формируется песчаная подушка, которая нужна для предотвращения размывания дороги и качественного отвода влаги. Дороги из брусчатого камня не имеют жесткой конструкции, что обеспечивает сохранение целостности полотна.

Специалисты выделяют следующие ключевые стадии обустройства дорог из камня:

  • сортировка брусчатки по размеру;
  • подготовка основания;
  • укладка камня;
  • заполнение сформировавшихся пустот;
  • уплотнение, засыпка песком и укатка дороги.

Строительство дорог из камня требует значительных финансовых расходов. Также для достижения оптимальных свойств дороги необходимо поручать реализацию проекта опытному подрядчику, который понимает все тонкости данного процесса. Дорога из камня требует обслуживания, связанного с дополнительными расходами.

В данном случае огромное значение имеет правильность подготовки дренажа, поскольку большое количество воды будет размывать дорогу. Недостатком таких покрытий является достаточно высокий уровень шума и дискомфорт во время движения. Значительным минусом является и плохое сцепление покрышек автомобиля с брусчатым камнем. Особенно этот момент ощущается во время выпадения осадков.

Укладка брусчатого камня проводится с соблюдением следующих требований:

  • Укладка камня проводится в сухой песок, после чего он максимально прижимается к соседнему элементу.
  • Для заполнения пустот используется мелкий щебень.
  • При правильной установке каждый камень соприкасается с расположенными рядом элементами в трех местах, поэтому присутствует треугольный зазор.
  • Утрамбовка камней осуществляется с использованием резинового молотка.

Дорожные плиты

Применение плит при сооружении дороги обладает следующими преимуществами:

  • быстрое выполнение работ;
  • возможность применения для создания основания под асфальтобетон;
  • минимум затрат на работу по установке (нужна лишь подушка из песка и гравия);
  • возможность многократного повторного монтажа;
  • возможность использования на болотистых участках.

В процессе подготовки специалисты удаляют верхний слой грунта, а иногда и небольшое количество земли. В случае со строительством постоянной дороги обязательно обустраивается дренажная система.
На следующем этапе формируется подушка из посыпанного песком щебня. На выбор толщины подушки влияют характеристики почвы и планируемый уровень нагрузки. Для монтажа дорожных плит используются автомобильные краны.

На завершающем этапе плиты подвергают определенному давлению, после чего пустоты между элементами заполняются песком. Иногда плиты могут соединять друг с другом с помощью сварки (на плитах есть металлические петли).

Дорожные плиты - это универсальный материал, который можно использовать для устройства парковок, временных проездов, мест отдыха, садовых дорожек или дорожек для пешеходов. Изготавливается данная продукция специализированными компаниями из высококачественного железобетона.

Щебень

Насыпные дороги из щебня обладают следующими достоинствами:

  • возможность устройства дороги без спецтехники;
  • отсутствие затрат на асфальт, бетон и другие недешевые материалы;
  • возможность поддержания хороших эксплуатационных свойств дороги за счет подсыпки и утрамбовки материала.

В ходе строительства щебеночных дорог применяется геотекстиль, песок и щебень разных фракций. Идеальный выбор - речной песок, который обладает необходимой плотностью и великолепно справляется с функциями дренажа. Поверх него укладывают слои щебня крупных фракций, между которыми расположен геотекстиль. В конце идет слой мелкого щебня.

Каждый слой выполняет определенные задачи. Песок отводит воду, щебень крупного размера выступает в роли устойчивого основания. Далее идет щебень, обеспечивающий распределение нагрузки. А верхний слой обеспечивает формирование максимально ровного покрытия для удобного использования.

Обустройство дороги с учетом этих несложных требований позволит использовать её на протяжении многих лет. Дождь и снег не оказывают негативного воздействия на состояние дороги за счет продуманного дренажа. Неподвижность слоев обеспечивает высокую практичность этих дорог. Для продления срока службы объекта не стоит забывать о важности наличия уклонов и правильно сформированных обочин.

Грунт

Грунтовые дороги зачастую используются в тех местах, где отсутствует постоянное движение транспорта. Сформировать полноценный отвод воды невозможно по причине естественных особенностей рельефа. Качество таких дорог связано с характеристиками грунта и повлиять на него нельзя. Полноценная эксплуатация покрытия возможна лишь в случае отсутствия значительных осадков. Наиболее подходящими для дорог такого типа считаются суглинистые и супесчаные грунты.

Сделать покрытие более стабильным можно за счет профилирования и формирования канав. Это положительно влияет на надёжность дороги, но уже влечет за собой необходимость периодического обслуживания. Профилированные дороги можно эксплуатировать гораздо дольше.

В сухую погоду использование грунтовых дорог обычно не вызывает особого дискомфорта, причем передвигаться можно на вполне нормальной скорости. Недостаток - большое количество пыли. Для улучшения эксплуатационных свойств дороги при любых погодных условиях нередко её укрепляют с помощью добавок.

Речь идет о перемешивании грунта, выполнении профилирования дороги и уплотнении. Применять добавки необходимо по всей поверхности, что положительно влияет на внешний вид дороги и обеспечивает возможность её активного использования. После выпадения значительного количества осадков дороги нередко приходится обновлять. Для улучшения водостойкости покрытия используются органические и минеральные вещества, к примеру, известь, битум, цемент и деготь.

Автомобильные шины

Применение новых технологий обеспечивает возможность строить дороги с самых разнообразных материалов. К примеру, автомобильные покрышки начали испытывать для этой цели ещё примерно столетие назад. Тогда резину укладывали поверх мостовых для улучшения комфорта, но в те времена методика оказалась невостребованной.

В 2015 году начались тесты с добавлением измельченной резины в битум, используемый во время дорожного строительства.

Ключевые достоинства использования жидкой крошки:

  • минимум вреда для экологии (шины не сжигают, а перерабатывают);
  • повышение вязкости материала, что защищает дорогу от образования трещин и предотвращает негативное влияние низких температур;
  • значительное продление эксплуатационного срока дороги;
  • существенное снижение уровня шума во время движения транспорта.

Последний показатель очень важен для тех людей, дома которых расположены неподалеку от оживленных автомобильных магистралей.

Пластик

Дороги из пластика состоят из отдельных модулей, поэтому их монтаж происходит очень быстро и не требует значительных затрат рабочей силы. Построить дорогу можно всего за несколько недель. Основание для дороги из пластика формируется из песка, который необходимо обязательно уплотнить.

Внутри пластиковых компонентов дороги ничего нет, поэтому пустоты нередко используют для прокладки коммуникаций. Это очень удобно, поскольку нет необходимости демонтировать часть дороги при прокладывании труб или кабелей, что нередко происходит с более распространенными покрытиями. Кроме этого, в сфере применения пластика постоянно внедряются новые технологии.

В будущем под верхним слоем пластиковых дорог могут устанавливать датчики, осуществляющие сбор информации о транспорте. Будет обеспечиваться быстрый отвод дождевой воды, а наледь не будет образовываться за счет использования нагревательных элементов. Обеспечить питание систем подогрева разработчики намерены за счет энергии, получаемой в процессе вибрации покрытия.

Пластиковые дороги отличаются следующими преимуществами:

  • высокие показатели устойчивости и отсутствие рисков деформации в результате давления;
  • возможность использования при температурах от -40°С до +80°С;
  • ремонтные работы проводятся приблизительно через каждые 12 лет;
  • эксплуатационный срок - до 30 лет.

Использование пластика при строительстве дорог позволяет экономить внушительные суммы денег. Такие дороги уже сейчас активно тестируются и будут тестироваться в дальнейшем. Разработчики рассматривают возможность создания различных пластиковых элементов для оптимизации строительства дорог.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ