Главная / Полезно знать! / Статьи по теме / Чем посыпают дороги зимой от гололёда и снега?

Чем посыпают дороги зимой от гололёда и снега?

С началом первых морозов и появлением зимних осадков наступает период, называемый народом "днём жестянщика". Коммунальные службы не всегда оперативно приступают к расчистке дорог от снежных заносов и льда.

Чем посыпают дороги зимой от гололёда и снега

В 2020 году законодательно ужесточили требования к срокам, в течение которых соответствующие службы должны провести очистку дорог от наледи и снега — на это выделяется от 4 до 6 часов. Какие методы используются в России для предотвращения образования гололеда, и почему города стараются отойти от традиционных подходов к зимнему содержанию дорог?

Чем и с какой целью производится посыпка дорог зимой

Уже более ста лет дороги в России посыпают солью и песком. В московских газетах 1868 года читаем: "Едкая жижа на мостовой разъедает копыта лошадей". Даже в прошлом веке не было эффективной альтернативы хлориду натрия.

Состав технической соли практически не отличается от пищевой, изменения касаются лишь степени очистки от примесей. Такую неочищенную соль готовили в городах для зимнего периода.

На сегодняшний день ситуация начинает меняться. В арсенале коммунальных служб появились современные многокомпонентные противогололедные средства, эффективные даже при экстремально низких температурах.

Тем не менее, во многих регионах до сих пор предпочитают использовать соль и песок, считая этот метод более экономичным. Механическое удаление снега после даже небольших снегопадов считается более сложной задачей, чем просто посыпать соль, даже учитывая, что она перестает быть эффективной при температуре ниже -15 °C.

Считается, что применение специальной техники для очистки дорог нерентабельно, поскольку для уборки больших масс снега требуются бульдозеры, самосвалы и экскаваторы. Экономисты отмечают, что использование песчано-сольных смесей значительно экономит топливо, трудовые ресурсы и средства бюджета.

Почему традиционные реагенты стали неэффективными и опасными

В региональных дорожно-эксплуатационных службах не спешат полностью отказываться от соли и песка, несмотря на опыт крупных городов, демонстрирующих эффективность многокомпонентных противогололедных материалов.

Специалисты Шведского Национального Исследовательского Института Транспорта и Содержания Дорог в течение пяти лет изучали вопросы правильного обслуживания дорог в зимний период. Они рассматривали различные методы применения реагентов, поддержания сцепления и обработки дорожного покрытия песком. По результатам исследования они пришли к выводу, что химические реагенты являются наиболее эффективным решением в долгосрочной перспективе.

"Иногда новые технологии кажутся очень затратными. Однако восприятие меняется, если учесть все расходы на более доступные альтернативы", — отметила Анна Климентова, руководитель аппарата Национальной Ассоциации Зимнего Содержания Дорог, в комментарии для портала Пронедра.ру.

Песок до сих пор остается популярным средством обеспечения сцепления с гладкой дорожной поверхностью, привлекая прежде всего своей низкой стоимостью. Однако при анализе всех затрат применение песка уже не кажется столь привлекательным.

Причины:

  1. Материал требуется где-то хранить.
  2. Нанесение песка на дорогу требует гораздо более частых мероприятий, чем химические реагенты, что повышает затраты на труд и технику.
  3. Избыток песка негативно сказывается на окружающей территории: во время дождей он засоряет стоки, а в сухую погоду увеличивает концентрацию пыли с потенциально опасными веществами, такими как ртуть, кадмий и свинец.
  4. На круглом столе, посвященном вопросам зимнего обслуживания дорог, который состоялся 20 октября в Уфе, Лилия Аликбаева, заведующая кафедрой общей и военной гигиены Северо-Западного медицинского университета им. И. И. Мечникова, выступила с докладом, подчеркивающим опасность дорожного смета. Она рассказала о масштабных исследованиях, подтверждающих, что песок на дорогах, подвергаясь воздействию колес, становится аморфным и накапливает тяжелые металлы 1-го и 2-го класса опасности с превышением уровней ПДК в десятки раз. Весной дорожный смет формирует пылевую взвесь 2-го класса опасности, что может вызвать иммунные заболевания, заболевания дыхательных органов и онкологические патологии.

Неактуальность использования песка для обработки дороги зимой была отмечена представителями Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. Применение современных реагентов в соответствии с рекомендациями приносит дополнительные выгоды, включая снижение нагрузки транспорта на окружающую среду.

Автомобили, передвигаясь на недостаточно очищенной дороге с использованием песка, выбрасывают больше выхлопных газов. В среднем из-за гололеда они замедляются на 20 км/ч, что может стать критическим в случае аварийных ситуаций, таких как медицинские экстренные случаи, действия спасателей, пожаротушения или доставка социально значимых грузов.

Хлорид натрия, традиционно используемый реагент, проявляет низкую эффективность при низких температурах, разъедает резиновые покрышки, способствует коррозии металлических частей автомобилей и представляет опасность для животных и обуви. Во многих европейских странах использование соли ограничено законом.

В Москве зимой дороги обрабатываются различными реагентами в зависимости от типа дорожного покрытия и погодных условий. Для предотвращения гололеда на обычных улицах используют растворы хлоридов кальция или натрия, облегчающие уборку снега и предотвращающие его прилипание. Для скоростных трасс, таких как ТТК и МКАД, применяются специализированные многокомпонентные материалы, обеспечивающие эффективность при очень низких температурах.

Для зон с зелёными насаждениями предусмотрены специализированные реагенты с увеличенным содержанием удобрений, таких как хлорид калия. Однако даже такие "зелёные" реагенты могут оказаться вредными, попадая в почву в результате перепадов температур. Для устранения излишков хлоридов рекомендуется использовать биофильные добавки.

На первый взгляд использование песка для посыпки дорог кажется более дешевым и экологичным вариантом по сравнению с реагентами. Однако благодаря развитию технологий и отсеву устаревших методов борьбы с гололедом, многокомпонентные материалы планируются к применению в более чем 60 городах России в текущем зимнем сезоне.

Заказать уборку и вывоз снега.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ