Главная / Полезно знать! / Статьи по теме / Асфальт с резиновой крошкой

Асфальт с резиновой крошкой

Асфальт - не законченный продукт: как вариант дорожного покрытия асфальтопокрытие доводили до ума как стройматериал, включив, например, в его состав резиновую крошку. Такая модификация получила своё определение - прорезиненный асфальт. По мягкости он уступает обычному, предохраняя, например, детей от получения тяжёлых травм при их игре на детских площадках. Это также вариант для беговых дорожек и треков, проходов (или переходов) в парках, прилегающей к дому территории и т. д. Технология заключается в следующем: резиновая крошка, входящая в состав строительной смеси, укладывается на куда более твёрдое основание. Это даёт ряд преимуществ: улучшение качества - по сравнению с обычным асфальтом - для умеренной климатической зоны; возможность не захоронять отходы, а использовать вторичное сырье из отходов, образовывающихся при перестилании асфальта на обычных автодорогах.

Асфальт с резиновой крошкой что это

Вообще, в ход пускаются любая резина - от автошин до игрушек, что позволяет сберечь источники нефтепродуктов, внести вклад в поддержание экологии и существенно сэкономить на производстве асфальта как таковом.

Резиновая крошка в дорожном строительстве

Идея об использовании резины в составе дорожного покрытия не нова. В прошлые десятилетия наука пыталась внедрить резину и каучук в состав дорожно-строительных составов, и одним из первых оказался модифицированный таким способом асфальт. При этом обнаружилась вполне чёткая взаимосвязь между прочностью и твёрдостью асфальтобетона от процентного содержания в нём резиновой крошки.

В первую очередь это устойчивость к преждевременному появлению трещин. Используя частицы рубленой резины с размером до 1 мм, удаётся уменьшить появление трещин в резиноасфальте на треть. Дальнейшее измельчение резины примерно до 10 мкм повышает трещиноустойчивость, но это не значит, что нужно стремиться уменьшить размер частицы до 1 мкм - после 80 мкм показатель трещиностойкости резиноасфальта вновь ухудшается. Именно этот минимум достаточен для диффузии резины в битум - качество последнего при этом улучшается.

Сцепление автошин проезжающих машин с асфальтом - также снижает аварийность на крутых поворотах высокоскоростных участков: водителей не заносит в сторону при более резких манёврах на дороге.

Упругость покрытия на холоде и морозе также возрастает. Повышение упругости изменения формы наблюдается, когда в битум внедряется мелкое резиновое крошево, и на морозе дорога, покрытая таким асфальтом, показывает куда более высокую пригодность к перегрузке автотрафиком.

Если в резиноасфальт вводится крупное крошево - от 2 мм до 1 см на частицу, снижается шумовое загрязнение дороги. Модифицированное таким образом асфальтопокрытие используется, когда нужно покрыть переезд через ЖД и трамвайные пути, обустроить детские и спортивные площадки. Для последних вообще изготавливаются плиты, которыми и выстилается игровая площадка.

Для дороги в основном резиновое наполнение асфальта составляет всего 2% по массе. Совсем небольшая доза первого - 65 т дроблёной резины на километр четырёхрядной дороги - увеличивает срок службы уложенного асфальта в среднем в 1,85 раза, что избавляет дорожных работников от излишне частой замены покрытия.

В эпоху позднего советского времени наша страна выступила зачинателем научных работ, лёгших в основу стандартов и нормативов строительства/ремонта резино-асфальтовых дорог. В 1991 г. Министерство транспортного строительства опубликовало «Пособие по строительству автодорог и аэродромных покрытий». В данном издании описано позитивное влияние резиновой крошки на качество дороги за счёт её большей устойчивости к деформации. Всплыла первая выгода - снижение расхода гравия, наиболее трудного в обработке, требующего больших затрат. Сформировано первое эффективное в применении требование к размеру резиновых частиц - 650 мкм, при этом их содержание составляло примерно 6% от всей массы асфальта. В случае же применения более крупных частиц резины их положительный эффект недолговечен.

Тем не менее было разработано несколько методов применения резиновой крошки, добавляемой в обычный асфальт.

«Сухая», или «холодная» схема

Частицы с размером от 1 до 2,5 мм позволили обустроить первые дороги, выстеленные резиноасфальтом, в целях эксперимента. Часть асфальта фактически замещается цельными резиновыми кусочками. Но такой асфальт достаточно быстро теряет плотность, прочность и попросту разрушается, превращая дорогу в нечто среднее между асфальтом и гравием, которым она и была выстелена.

«Мокрая» схема

Зернистость резины составляет 0,5...0,62 мм, при этом в промежуточной производственной камере частицы резины внедряются в горячий асфальт. В 1960 г. изобретён прорезиненный битум. Его упругость куда выше, чем у прорезиненной асфальтовой смеси, в которой испльзуются в разы более крупные кусочки резины.

Преимущества применения

Прорезиненный асфальт служит в среднем на 7,5 лет дольше обычного. Ямочный ремонт дорог в несколько раз менее частый, а общая цена на ремонт дорожного полотна до 10 раз меньше. Проскальзывание колёс на мокрой дороге значительно снижено, улучшается проходимость при ливнях и в мороз, асфальт более эластичен, не проваливается и не покрывается трезинами, что сохраняет общую гладкость и ровность дороги на послеремонтном уровне. Шумовое загрязнение снижается вдвое, что - также вдвое - приближает прокладку дорог к жилмассивам “спальных” районов города.

Изъян прорезиненного асфальта - увеличение трудозатрат на выстилание ремонтируемой дороги таким полотном: не соблюдая стандарт и нормативы при изготовлении прорезиненного асфальта, дорожники не смогут сделать дорогу хотя бы такой же устойчивой к автоперегрузкам, уровень которой получен при укладке обычного асфальта.

Использование резиновой крошки для создания «мягкого» асфальта

Само по себе резиновое крошево одинаково хорошо подойдёт как для автодорожного строительства, так и при обустройстве прилегающего к зданиям ландшафта.

Прочность и упругость асфальта с резиновыми включениями даёт право назвать его “мягким асфальтом”, и изготовить резиновое крошево возможно даже собственноручно, имея под ругой любой режущий/дробящий инструмент. Стоимость резиновой крошки весьма низка, в отельных случаях допускается использование найденных на свалках брошенных отслуживших своё автошин, и крошение резины под силу даже не особо подготовленному рабочему. Резиновая крошка отталкивает воду, препятствуя образованию на ней ледяной корки с приходом заморозков, а красиво оформленная спорт- или детская площадка остаётся таковой как минимум в течение 10 лет. “Мягкий асфальт” нашёл применение даже в помещениях и спортзалах, где к полу требования особые. Резиноасфальтовые плиты и блоки укладываются абсолютно бесшовно, что придаёт дороге или площадке практически идеальную ровность, что привлекает внимание к территории, облагороженной именно “мягким” асфальтом. Но перебарщивать с механическим усилием, действующим на такое покрытие, не стоит - устойчивость к истиранию в этом случае будет не максимальной. Тем не менее, материал устойчив к разрушениям, вносимым, например, кислотными дождями (современная промышленность выделяет много закисей и окисей неметаллов, при соединении которых с водяными парами образуются закисленные осадки.

В качестве заменителя резиноасфальтных плит применяются блочное или рулонное покрытие из крошки, более простое в укладке, при этом оно не позволяет ремонтируемой территории утратить свой вид.

Кроме большей надёжности, прочности и долговечности, более мягкий асфальт значительно куда более травмобезопасен (на нём невозможно поскользнуться даже в дождь), экологически безопасен, оставляет меньше следов на всём, с чем соприкасается, и прост в укладке. Его амортизирующие свойства отчасти способны обезопасить, к примеру, смартфон или планшет, если вы уроните его на такой асфальт. На прорезиненном асфальте собирается меньше пыли и грязи, он легче моется при помощи моющих средств. Оттого в Европе непревзойдённая чистота дорог - куда более частое, чем в России, явление. Штабелирование обрезиненного асфальта в мешках - ещё более удобная форма подвоза, чем классический битумно-каменистый горячий состав в кузове самосвала. Также его стоимость ниже, чем у классического асфальта.

В качестве примера - компания Finish, производящая всевозможные стройматериалы, включая и обрезиненный асфальт. В зависимости от толщины покрытия (1-2 см) и квадратуры ремонтируемой поверхности, общая стоимость варьируется от 1200 до 2500 р. за квадратный метр территории.

Монтаж

Укладка асфальта осуществляется на практически любое основание (песок и щебень, грунт с щебнем или галькой, бетон и т. д.). Если фрагмент дорожки или площадки повреждён - ремонтировать всю территорию незачем: легко исправить лишь это повреждение.
Покрытие прорезиненным асфальтом включает в себя несколько стадий:

  • очистка и пропитка основания полиуретаном;
  • смешивание составляющих асфальтовой смеси;
  • собственно, заливка.

Для ремонта малых участков территории покрытие наносится вручную, для больших плодадей от 100 и более “квадратов” пригонят спецмашину.

В России прорезиненный асфальт только начал вытеснять обычный - в странах Европы он уже в течение ряда лет является самим собой разумеющимся явлением. По низкой стоимости он превосходит класический - от последнего вскоре массово начнут отказываться: слишком дорогая работа и такая же дорогая его цена.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ