На старый асфальт укладывать новый: можно?
Асфальт широко используется как прочное и долговечное дорожное покрытие, но даже он имеет конечный срок эксплуатации. По мере изнашивания поверхность сначала требует ремонта, а потом ее придется менять полностью. Иногда встречается вариант чего-то среднего между ремонтом и заменой, когда поверх старого испорченного асфальта укладывают тонкий слой нового – как говорится, дешево и сердито. Специалисты считают такой сценарий допустимым, но с нюансами.
Когда такие работы уместны?
Прежде всего, следует понимать, что новый асфальт никогда и ни в коем случае не стоит укладывать поверх НЕПОДГОТОВЛЕННОЙ старой поверхности. Описываемое решение еще подразумевает экономию средств, но точно не должно рассматриваться как способ экономии времени, иначе результат получится неудовлетворительным. Только подготовив старый слой перед укладкой нового, можно выполнять работы, основная задача которых может принимать такой вид:
- ремонт ям и трещин;
- восстановление асфальтобетона;
- капремонт дороги, предполагающий снятие изношенного верхнего слоя.
В описанных ситуациях профессионалы регулярно прибегают к процедуре укладки нового асфальтобетона поверх старого. Однако в каждом отдельном случае технология будет своя – в зависимости от того, какую цель преследуют работники. Во всех случаях сначала обязательно доводят до ума старую поверхность, а затем закатывают ее горячим или холодным асфальтом.
Технология ямочного ремонта
Такая технология уместна в случае, когда старый асфальт уже прослужил некоторое время и закономерно износился – на его поверхности проявились ямы, трещины и сколы, выбоины. Профессионалы обычно не берутся за ямочный ремонт площадью свыше 100 «квадратов», даже если это отдельные лоскуты, поскольку это именно заплатка, тогда как надежная и долговечная дорога не может представлять собой сплошную заплатку.
Ямочный ремонт часто выполняют посредством холодного асфальтобетона, потому что он позволяет проводить работы даже зимой, не откладывая решение поставленной задачи до момента, когда проблема усугубится, и застывает в кратчайшие сроки. Порядок действий в данном случае выглядит следующим образом:
- старый асфальт должен быть очищен от грязи и пыли;
- дефектную поверхность необходимо идеально высушить и сделать края выбоины ровными, без ненадежных фрагментов;
- старый асфальт пропитывается битумной эмульсией для улучшения сцепления с новым покрытием;
- при глубине ямы менее 20 см ее закатывают только холодным асфальтобетоном, если же глубина больше, на дно засыпают слой щебня;
- обновленное покрытие утрамбовывают по спирали от внешних краев к центру, используя при этом специальную технику, если размеры заплатки этого требуют.
Такой вариант дорожных работ наиболее типичен, его регулярно можно увидеть на улицах отечественных городов. Правильно поставленная заплатка служит без нареканий достаточно долго, а ставить ее можно даже в легкий мороз.
Для упрощения задачи при большом количестве небольших дефектов на ограниченной площади работники могут упростить себе задачу, вырезав весь дефектный кусок целиком и поставив одну большую заплатку. Благодаря крупному размеру общего «дефекта» к трамбовке можно привлечь спецтехнику, а еще устраняются тонкие простенки из старого асфальта, которые могли бы сократить срок службы отремонтированного участка.
Принципы восстановления асфальтного покрытия
Если дорога оживленная, а ее перекрытие в целях необходимого ремонта грозит коллапсом транспортной системы, значит, ремонтировать ее надо еще до того, как на поверхности появятся мало-мальски серьезные повреждения. В этом случае выполняется восстановление асфальта, предполагающее следующие шаги:
- удаление любых загрязнений с поверхности старого асфальтобетона;
- укладка поверх асфальта щебневого слоя с дальнейшим разравниванием и трамбовкой при помощи спецтехники;
- очистка краев ремонтируемого участка с их последующим разогревом;
- укладка нового слоя асфальта с последующим уплотнением;
- проливка стыков между старым и новым асфальтобетоном битумными эмульсиями.
Безусловно, полноценная замена старого асфальта продемонстрировала бы более долговечный результат, но в случае, когда восстановление старого покрытия возможно, это обеспечивает экономию средств, тогда как качество страдает несущественно.
Что дает удаление верхнего слоя старого асфальта?
Как ни крути, изношенный слой в толще отремонтированной дороги – это бомба замедленного действия, потому в ситуации, когда необходим качественный ремонт с практически полным восстановлением показателей нового покрытия, прибегают к удалению верхнего слоя старого асфальтобетона. Фрезеровка бывает холодной и горячей, и хотя горячая была придумана раньше, более высоким спросом пользуется холодная, позволяющая повторно использовать измельченный срезанный асфальт. Холодная методика осуществляется так:
- верхний слой изношенного асфальта срезают;
- открывшейся поверхности придают рельефную структуру, способствующую лучшему сцеплению с новым асфальтом;
- пропитывают рельефную старую поверхность битумом;
- укладывают новый слой асфальтобетона.
Холодная фрезеровка не может быть применена зимой – асфальт не должен быть холоднее +5 градусов, при этом температура воздуха не может опускаться ниже даже +10. Дождь тоже считается условиями, мешающими качественному проведению процедуры. Однако только такая технология обеспечивает по-настоящему качественный ремонт – именно поэтому капремонты во всем мире обычно выполняются летом.
Какую спецтехнику нужно привлекать?
Масштабы привлечения спецтехники зависят от того, какой ремонт запланирован и в каком объеме. Единственный вариант, при котором можно обойтись вообще без техники – это ямочный ремонт на небольшой площади. При большом масштабе ремонта подрядчику всегда понадобятся асфальтоукладчики, а зачастую – и отбойные молотки. Для восстановления асфальта и снятия его верхнего слоя обязательно понадобится оборудование для прогревания дороги. Фрезеровка также требует фрез, но больше всего узкопрофильного оборудования надо для восстановления асфальтного покрытия – грейдеры и поливомоечные машины для повторной укладки асфальта нужны только в этом случае.
Кроме того, необходимо помнить и о дополнительном оборудовании – например, расходные материалы придется подвозить грузовиками, их нужно хранить в какой-то таре, в том числе транспортировать на транспорте, умеющем перемешивать содержимое емкости. Для укладывания материалов могут понадобиться бульдозеры, для уплотнения – виброплиты.
Вместо выводов
Класть новый асфальт поверх старого допустимо при условии, что последний все еще не изношен на сто процентов и будет правильно подготовлен в качестве основы для нового слоя. Это профессиональный подход, однако любое отклонение от технологии, проверенной десятилетиями, чревато существенным снижением качества покрытия. Сама технология допускает некоторые различия в зависимости от того, с какой именно целью кладут новый асфальт поверх старого. Привлечение спецтехники необходимо практически всегда – кроме случаев, когда ремонтируемая поверхность достаточно мала для того, чтобы обойтись ручным инструментом.