Главная / Полезно знать! / Статьи по теме / Как лом асфальта используют повторно?

Как лом асфальта используют повторно?

Использование переработанных асфальтобетонных материалов при строительстве и ремонте дорог является широко распространенной практикой в развитых странах и постепенно приобретает популярность в России. Путем переработки битумного покрытия, которое стареет и изнашивается, его можно превратить в крошку или гранулят, а затем использовать в составе новой асфальтобетонной смеси, придавая таким образом дорогам второе дыхание. Этот метод не только позволяет сэкономить средства без ущерба для качества работ, но также способствует решению экологических проблем региона.

Как лом асфальта используют повторно

О ресайклерах — машинах, которые перерабатывают старые дорожные покрытия и вновь используют их в составе новой асфальтобетонной смеси (АБС) непосредственно на стройплощадке, мы уже рассказывали в нашем издании. Однако использование этой крупногабаритной и высокотехнологичной техники не всегда оправдано с экономической точки зрения и не доступно каждой дорожной организации.

Значительно чаще переработка старых дорожных материалов и добавление полученных гранул или крошки в асфальтобетонную смесь осуществляются на специализированных асфальтобетонных заводах (АБЗ).

Несмотря на затраты на транспортировку старого материала на завод, его переработку и включение в состав новой асфальтобетонной смеси, эта технология остается высокоэффективной, особенно учитывая поддержку данной практики в рамках действующих нормативов Российской Федерации. Согласно этих нормативам, дорожные покрытия на дорогах различных категорий могут содержать от 25% до 60% переработанных материалов.

Процесс переработки старых дорожных материалов и их интеграции в новую АБС можно упростить следующим образом: сначала старое битумное покрытие размельчается в специальных дробильных установках до размера фракции не более 40 миллиметров. Затем полученные гранулы подвергаются нагреву, чтобы вяжущие вещества приобрели пластичность.

Затем нагретые гранулы добавляются в смесь, готовящуюся в барабанных смесителях, и тщательно смешиваются с свежими инертными материалами, битумом и добавками. Готовую асфальтобетонную смесь доставляют на место работ и укладывают традиционными методами с использованием асфальтоукладчиков, катков и другой дорожной техники.

Несмотря на все вышеперечисленное, есть несколько нюансов, связанных с технологией удаленного ресайклинга:

Во-первых, переработанный битумный материал не всегда направляется на производство новой АБС и может быть продан как дорожно-строительный материал. Гранулят, полученный из битумного покрытия, стоит дороже, чем сырой битумный лом.

Кроме того, гранулят или крошка, полученные из переработки, могут использоваться не только для создания новой смеси, но и для укрепления обочин дороги, что не требует дополнительного нагрева и восстановления пластичности.

И, наконец, при интеграции переработанных материалов в новую АБС необходимо тщательно проектировать состав смеси, вязкость битума, содержание гранулята и другие параметры, чтобы обеспечить качество и долговечность дорожного покрытия. Асфальтобетонные заводы, где осуществляется данная переработка, могут быть как стационарными, так и мобильными, что обеспечивает гибкость в выборе места размещения и увеличивает эффективность данного процесса.

Как уже упоминалось, для производства горячей асфальтобетонной смеси с использованием гранулята требуется специализированное оборудование, иногда более специализированное, чем дробильные установки. Асфальтогрануляторы, иногда называемые просто грануляторами, не только измельчают старый асфальтобетонный материал до нужной гранулометрии, но и разделяют его без повреждения каменных материалов в местах "склеивания" битума. Это делает гранулят более качественным и избавленным от мусора и пыли.

Использование такого материала позволяет значительно экономить вяжущие вещества. Компания Benninghoven, которую мы уже упомянули, производит как мобильные, так и стационарные модели асфальтогрануляторов, которые способны осторожно измельчать старый асфальтобетон с сохранением гранулометрического состава минеральных компонентов. Мобильные грануляторы Benninghoven можно доставить прямо на место нахождения старого материала, избегая тем самым расходов на его транспортировку.

Для приготовления холодной асфальтобетонной смеси можно использовать мобильную смесительную установку. Например, модели мобильных установок WIRTGEN KMA 200 и 220i способны производить до 220 тонн АБС в час и хорошо справляются с созданием смесей, в которых используется переработанный гранулят. Совместная работа смесительных установок WIRTGEN и асфальтогрануляторов Benninghoven позволяет получать высококачественную АБС.

Снятый с дорог асфальтобетонный материал не обязательно должен быть переработан в новую АБС. Гранулят, полученный из такого материала, может быть успешно использован при строительстве дорог пятой категории, таких как загородные дороги, дороги в сельской местности и подъездные пути. Гранулят, в отличие от щебня или гравия, обладает рядом преимуществ, таких как более долгий срок службы и отсутствие колейности на дороге.

Технология укладки дороги из гранулята остается традиционной: материал равномерно распределяется и уплотняется с помощью катков. При этом стоимость такой дороги существенно ниже по сравнению с дорогой, построенной из гравия или щебня, так как гранулят обычно стоит значительно дешевле. И учитывая долговечность дороги из гранулята, расходы на ее обслуживание и ремонт снижаются, что позволяет сэкономить еще больше средств.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ