Асфальт и асфальтовое покрытие: марки, виды, классы
Современный город без асфальтированных дорог - явление непривычное. Исключением из этого правила является лишь Венеция, улицы которой - водные пути, разделяющие многочисленные островки, на которых и возведены здания и сооружения. Остальные города мира не обходятся без асфальтированных улиц, отсутствие твёрдого покрытия которых привело бы к неоправданным расходам на одежду и обувь, ремонт и обслуживание автотранспортных средств. Асфальтобетонные смеси - целое направление строительной сферы на внутреннем рынке услуг по строительству и ремонту; бето и асфальт давно уже перестали быть особобленными строительными растворами. Классический асфальт включает в себя смолу, песок, гравий и минеральный состав, изготавливаемый из извести.
По ГОСТу 9128–2009 асфальт подразделяется на несколько классов:
- I — отсев или гравий с песком, известковый порошок и смола (высокоплотные асфальтосмеси А, Б, Г, горячие и холодные щебнесодержащие составы с обилием микропустот Бх, Вх, Гх и прочие пористые материалы с составом, близким к классическому асфальту).
- II — песок, битум, щебень, известковый состав, отсеянный дроблёный гравий (высокопористые пескосодержащие, высокоплотные составы А, Б, В, Г, Д, прочие пористые данного класса, Бх, Вх, Гх, Дх).
- III — дроблёный гравий, отсеянный при обработке, известковый порошкообразный состав, песок и смола. (плотный состав с маркером Б, В, Г, Д).
По наличию буквенного маркера процентное содержание песка или гравия в составе асфальта определяется следующим образом:
- А — щебень или гравий на 50–60% по массе;
- Б — то же на 40–50%.
- В — аналогично, 30–40%.
- Г — предельная масса песка, получившегося из отсеянного дроблёного гравия, не более 30%.
- Д — натуральный песок или его смесь с отсеянной после дробления фракцией может достигать 70%.
Исходя из зернистости минералов, включённых в асфальт, смесь производится в виде мелко- средне- и крупнозернистой:
- величина частиц составляет всего 5-15 мм, при укладке образуется предельно ровная и гладкая поверхность, что позволяет применять мелкозернистый асфальт на спорт- и детских площадках, при организации ровного покрытия рядом с домом;
- 15-25 мм для каждой частицы - отличное решение для площадей, парковых дорожек, тротуаров;
- 25-40 мм для каждой частицы - основное решение для трасс за городом, где ездят в основном грузовые авто (самосвалы, тягачи и гружёные фуры).
При ремонте дорог применяются в основном следующие типы асфальтовой смеси:
- Холодная, а точнее, тёплая, применяется при ремонте дорог даже в холод и мороз, рабочая температура - порядка 80 градусов, широко применяется при ремонте загородных дорог. С ним ремонт дороги упрощён, тяжеловесные катки могут не потребоваться, что даёт возможность вместе с основной дорогой тут же благоустроить пешеходные дорожки в селе или дачном посёлке, даже зимой (но при отсутствии ливня или снегопада). Хранение и транспортировка холодного асфальта предельно упрощена - он может штабелироваться в мешках. На месте проводимых работ такой асфальт попросту высыпается в выбоину, из которой удалены отколовшиеся куски старого асфальта, а края и часть самого углубления залиты смолой. Затем этот участок дороги трамбуют машинным или ручным катком. По завершении заделки ямы его посыпают цементом или мелким песком, чтобы он не налипал на колёса авто, когда по данному участку уже открыто движение.
- Горячий же асфальт разогрет до 120 и более градусов, нуждается при укладке в машинном катке большого веса. К месту труда его подвозят на грузовиках и выливают на участке, на котором и идёт ремонт. В отличие от холодного асфальта, годного для восстановления старого покрытия дороги, горячий чаще используют при полном перестилании дорожного полотна.
- В Европе чаще применяют асфальт, заливаемый по технологии сплошного литья. Для россиян такая технология пока ещё достаточно дорога - здесь нужны особые спецмашины для его заливки, да и само покрытие в итоге выходит куда дороже, чем обычный холодный или горячий асфальт. Хотя по своему составу (по массе) он практически схож с российским холодным или горячим, восстановление повреждённой и изношенной дороги проходит намного быстрее, температура его достигает уже 250 градусов, а значит, его текучесть достаточна, чтобы он сам идеально заполнил все неровности, великолепно скрыв все прошлые недостатки дороги, подобно заливаемым полам и лестницам в домах, он идеально, в соответствии с силой тяжести, ляжет на ремонтируемое дорожное пространство. Он полностью безвреден для окружающей среды, всепогоден в заливании (работы ведутся даже при значительных заморозках), служит многие годы, не ухудшаясь в качестве уже произведённого покрытия, стоек к образованию “волн” в летнюю жару на дороге, приводящих к преждевременным поломкам колёс и ходовой у траснпортных средств.
- Окрашенная в разные цвета асфальтобетонная смесь даёт возможность отметить места пешеходных переходов и автобусных остановок, подъездов к автопарковкам и пешеходным, игровым зонам, велодорожек. Для окрашенного асфальта используют нечёрный битум и дополнительный краситель.
- Обрезиненный асфальт не даёт дороге разрушаться от заледеневших осадков, предохраняет от содержащихся в дождевой и подземной воде агрессивных реагентов само покрытие, что в итоге делает такую дорогу или площадку куда более долговечной. Но из-за наличия дополнительных (помимо резины) добавок обрезиненный асфальт может стоить дороже классического.
- Пластикосодержащий асфальт более дешёвый - по сравнению с классическим или обрезиненным. Технологические процессы предельно упрощены, что не могло не привести к существенной экономии на его выпуске. В обычный асфальт добавляют до 20% пластика.
- Серосодержащий асфальт применяется главным образом при построении оснований для буровых вышек.
- Вторичный асфальт - результат переработки снятого первичного.
- Масляный - до половины его массы составляют нефтемасляные фракции.
- Жидкий (или мягкий) асфальт - альтернатива заливке пола в производственных зданиях.
- Декоративный асфальт - напоминает внешне текстуру троутарной плитки или кирпича, отчего его часто используют в парково-тротуарной зоне. Чтобы произвести штампованный асфальт, производится его предварительный разогрев посредством специальных тепловых пушек, отчего он становится похожим на литой. После заливки такому покрытию придают огранку при помощи специальных решёточных конструкций, прогрунтовывают, отшлифовывают, затем наносят пластикообразную смесь, стойкую к длительному и постоянному истиранию и украшающую, меняющую вид покрытия.