Главная / Полезно знать! / Статьи по теме / Какие бывают виды асфальта?

Какие бывают виды асфальта?

Асфальт – одно из лучших изобретений человечества, представляющее собой сложную рецептуру, которая включает несколько составляющих. Благодаря варьированию натуральных и искусственных составляющих можно получать разновидности асфальта, предназначенные для решения узкоспецифических задач. Чтобы выбрать «правильный» асфальтобетон, для начала стоит разобраться, каких вообще видов он бывает.

Виды асфальтобетона

Особенности асфальта

Основная сфера применения асфальта – дорожное строительство и ремонт существующего дорожного полотна. Широкой публике менее известны альтернативные сферы применения вещества, такие как производство клеев, различных промышленных замазок и лаков. Рецептура асфальтобетона различается в зависимости от нужд потребителя, но для большинства разновидностей характерно вхождение в состав щебня, песка, минерального порошка и битума. Битум как связующее играет едва ли не ключевую роль – в искусственных асфальтах его доля составляет от 13% до 60%, в натуральных аналогах, в свое время вдохновивших инженеров, процент вещества достигает впечатляющих 60-75%.

Обыватели часто не в курсе существования естественного асфальта – фактически, окисленной нефти с примесями углерода, водорода и кислорода. «По пути» от нефти к асфальту образуется так называемая мальта (не путать с одноименным государством) – ее можно увидеть в местах выхода нефтяных месторождений на поверхность. Искусственный вариант асфальта получают, добавляя в битум различные минеральные компоненты.

Особенности асфальтной крошки

Асфальтная крошка, также известная как асфальтогранулят, представляет собой асфальт, уже побывавший дорожным полотном, но переработанный после того, как отслужил положенный срок, в крошку. Вместо того, чтобы выбросить как мусор, подобное вещество используют повторно, находя ему применение во многих сферах человеческой деятельности. Как результат, снижается отрицательное воздействие на окружающую среду, а само вещество обходится закупщикам сравнительно дешево.

Главными преимуществами асфальтогранулята называют:

  • невосприимчивость к экстремальной погоде и резким перепадам условий;
  • адекватные расценки;
  • продолжительный срок эксплуатации в качестве дорожного полотна для второстепенных дорог;
  • обилие альтернативных вариантов использования, кроме дорожного полотна;
  • сравнительная простота укладки без тяжелой спецтехники.

При этом недостаток у асфальтогранулята всего один – поскольку это вещество, уже отслужившее некоторое время, его необходимо обновлять чаще, чем новый асфальт.

Виды асфальтных смесей

Современные виды асфальта различаются настолько, что даже предполагают принципиально разные способы укладки. Выделяют три варианта смесей – горячий, холодный и литой асфальт.

Горячий, соответствуя своему названию, требует для укладки нагрева до значений порядка 140-170 градусов. Уложенная масса нуждается в уплотнении при помощи тяжелых асфальтоукладчиков. Несмотря на наличие альтернатив, именно этот вариант асфальта обеспечивает наиболее надежное и долговечное покрытие. Кроме того, укатанному полотну достаточно остыть, чтобы оно немедленно стало пригодным для проезда транспорта. Недостаток заключается в том, что высокую температуру расплавленной массы нужно поддерживать постоянно до момента, пока последняя не примет надлежащую форму.

Так называемый холодный асфальт на самом деле тоже существенно разогревается – до 80-120 градусов, но, в отличие от горячего аналога, допускает укладку даже при отрицательной температуре воздуха. Тем не менее, аналогичной надежности и долговечности от такого материала ждать не приходится, потому с его помощью обычно закатывают только детские площадки, тротуары и дороги внутри дворов.

Литой асфальт вообще не предполагает использования катка для уплотнения вещества, но нуждается в нагреве до 250 градусов. Разогретая масса может быть уложена независимо от погоды, а в уложенном виде отличается многочисленными достоинствами, среди которых высокие влагоотталкивающие свойства, устойчивое сохранение первоначальной формы и экологичность.

Какой асфальт надежнее?

Единого ответа на данный вопрос не существует – все зависит от того, в каких условиях эксплуатируется тот или иной вид асфальта. Например, традиционный горячий асфальт считается всесторонне хорошим решением, но обыкновенная жара заставляет его подтаивать, вследствие чего покрытие может быть деформировано проезжающим транспортом.

Чтобы подстраивать свойства асфальтовой смеси под нужды заказчика, представители дорожных служб добавляют в состав вещества особые добавки. Разновидностей таких компонентов довольно много, каждый направлен на улучшение определенной характеристики – например, резиновая крошка и латекс повышают цепкость покрытия на четверть. Фракция используемых добавок косвенно влияет на долговечность покрытия: если зерна в диаметре меньше 0,1 мм, тогда при нагреве они распадаются и «вливаются» в единое целое, в противном случае от точки вкрапления «постороннего тела» могут образовываться трещины.

Эксплуатационные характеристики

Параметры асфальта зависят от особенностей использованного наполнителя, его процентного количества и специфики прочих составляющих. Разные виды асфальта контролируются собственными ГОСТами. Кроме того, на итоговые свойства выполненного асфальтового покрытия напрямую влияют способ изготовления, технология укладки и условия окружающей среды.

Оценивая специфику асфальта, специалисты должны обращать внимание на такие параметры:

  • плотность и масса;
  • прочность;
  • пористость;
  • устойчивость к разрушительным факторам – проникновению воды и низким температурам;
  • долговечность и способность противостоять износу;
  • пожарная безопасность;
  • экологическая безопасность.

Любой вид асфальта в обязательном порядке должен характеризоваться высокой вязкостью разных компонентов – недопустимо, чтобы масса произвольно распадалась на отдельные составляющие.

Вес кубометра асфальта

Правильное планирование асфальтных работ невозможно без четкого понимания того, сколько весит кубометр смеси. Точный показатель зависит от способа изготовления асфальта, посмотреть значение можно в специальных таблицах, если есть уверенность, что вещество действительно соответствует своему названию. Точная масса может зависеть от нюансов, таких как присутствие специфических добавок в составе.

Ориентировочный вес кубометра вещества составляет (в порядке убывания):

  • асфальтобетона – 2-2,45 тонны;
  • мелкозернистого асфальта – 2,35 тонны;
  • прессованного асфальта – 2 тонны;
  • асфальтовой крошки – 1,8-2 тонны;
  • литого асфальта – 1,5 тонны;
  • натурального асфальта – 1,1 тонны.

Плотность асфальта

Плотность асфальтовой массы зависит от точного ее состава и степени уплотнения. Идеальные измерения данного показателя можно произвести только в лаборатории, на контрольных образцах. По результатам измерений оглашают плотность остова и реальную плотность без учета пор (из этого показателя «выбрасывают» наличие пор так, будто можно полностью их устранить – параметр рассчитывается на основании плотности реально задействованных компонентов).

Асфальт склонен к самоуплотнению, особенно в условиях интенсивной эксплуатации. Адекватно укатанная смесь в течение десяти дней после укладки должна показывать уплотнение на уровне не более 0,93%.

Толщина асфальта

Определяя необходимую толщину полотна, специалисты отталкиваются от свойств конкретной рецептуры и степени планируемой нагрузки, которую должен выдерживать слой. Потому определять толщину асфальта необходимо заранее, по результатам ранее произведенного исследования насыщенности транспортного потока. Наиболее распространенная толщина асфальтного слоя составляет порядка 9 см, из которых 5 см отданы нижнему выравнивающему слою.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ