Главная / Полезно знать! / Статьи по теме / Как выбрать асфальт правильно?

Как выбрать асфальт правильно?

Обыватели привыкли думать, что асфальт – это конкретный вид строительного материала, но на самом деле его разновидностей и рецептур существует довольно много. Разнообразие ассортимента существует не просто так – каждый «рецепт» обладает определенными свойствами, и за счет собственных достоинств и недостатков имеет специфическую, относительно узкую сферу применения.

Выбираем асфальт для определенных задач дорог

Стремление всегда выбирать все самое лучшее в случае с асфальтобетоном не работает – это нецелесообразные расходы. Например, взлетно-посадочные полосы строят с применением асфальтобетона, способного служить на протяжении многих лет, невзирая на колоссальные нагрузки и перепады температуры, но для строительства подъездной или пешеходной дорожки к дому закупать такой материал незачем – учитывая особенности эксплуатации, вы получите покрытие, способное отслужить сотни лет, но никакого смысла в этом нет. Поскольку наиболее прочные и долговечные сорта асфальтобетона закономерно отличаются повышенной ценой, для реализации скромных задач применяются разновидности материала с более скромными характеристиками, и это нормально.

Отдельно на ценообразование влияет размер асфальтируемой поверхности, ведь в стоимость реализации проекта входит выезд техники на объект. Оптом всегда получается дешевле, потому один «квадрат» асфальтируемой поверхности повлечет за собой меньше расходов, если входит в состав масштабного объекта.

Выбор асфальта для автодорог

Дороги тоже бывают разными, но давайте отталкиваться от максимальной нагрузки, характерной для магистралей – направлений, по которым движется огромное количество транспорта на высокой скорости. Предполагается, что для создания надежной поверхности необходимо использовать асфальтобетонные смеси по технологии горячей укладки, с высоким содержанием каменистого заполнителя – на уровне хотя бы 50-65% объема.

Щебеночно-мастичный асфальтобетон отличается максимально высоким (70-80%) содержанием натурального щебня, а также применением битумного вяжущего со специальными добавками, повышающими вязкость. Дополнительное сцепление компонентов обеспечивают волокнистые примеси из целлюлозы. Такой материал используется для строительства дорог с особенно высокой нагрузкой.

Гравийный асфальтобетон вместо щебня заполнен гравием, и его содержание в общем объеме меньше – от 40-50%. Для строительства дорог такая смесь тоже годится, но нагрузка на полотно должна быть не выше средней – это не покрытие для оживленной скоростной трассы. В наше время гравийный асфальт практически не применяется.
Если нагрузка на дорожное покрытие ожидается на особенно высоком уровне, застройщик должен использовать комбинацию, состоящую из нескольких вариантов асфальта. В качестве примера приведем такую комбинацию:

  • снизу укладывается асфальтобетон с наполнителем крупной зернистости (порядка 20-40 мм), при этом в качестве наполнителя может использоваться как щебень, так и гравий – такое основание обеспечит стабильность дороги и будет препятствовать формированию колеи;
  • выше укладывают слой гравийного или щебеночного асфальтобетона с меньшей зернистостью наполнителя – около 10-20 мм, благодаря чему покрытие оказывается более плотным и не поддается механическому воздействию;
  • поверх укладывают наружный слой асфальтобетона щебеночно-мастичного типа.

Количество слоев, как и их толщина, определяется в зависимости от ожидаемой нагрузки. Общая толщина асфальта под проезжей частью обычно колеблется в пределах 10-30 см, но может быть увеличена для оживленных магистралей.

Из какого асфальта строить подъездные дорожки и парковки?

По подъездным дорогам и парковкам ездит намного меньше транспорта, и движется он со сравнительно малой скоростью – то есть, нагрузка несопоставима с той, которую испытывают автодороги общего пользования. Максимальная прочность асфальтобетона здесь не требуется – годится среднепрочный материал. Оптимальное решение – горячие асфальтобетоны на основе щебня или гравия, но с содержанием наполнителя всего лишь от 30-40%. Толщину покрытия также можно уменьшить – для описанных объектов на территории приусадебного участка хватит и 6-8 сантиметров асфальта, тогда как на общественных парковках лучше положить его с запасом, обеспечив толщину в 10-12 сантиметров.

Выбор асфальта для пешеходных зон

Одной из причин, почему автомобилям нельзя ездить по пешеходным дорожкам, является то, что последние на это не рассчитаны – их покрытие выдерживает только пешеходов. Для строительства тротуаров используют наиболее дешевые разновидности асфальтобетона. Так, популярным материалом выступает горячий асфальтобетон на песчаной основе – в нем вообще нет каменистого наполнителя.

В качестве альтернативного материала для строительства пешеходных дорожек иногда используют холодный асфальт, который можно класть даже зимой. Тем не менее, подобную практику нельзя считать распространенной, потому что эта разновидность асфальтобетона по своей сути предназначена, скорее, для срочного ямочного ремонта, и не более. Ожидать высокого качества или долговечности от такого асфальта наивно.

Выводы

Выбирая асфальтобетон, задайте себе вопрос: что за объект реализовывается и какой будет ожидаемая нагрузка на покрытие. Чем выше ожидаемая нагрузка, тем менее обоснована экономия на материале – интенсивный трафик и высокие скорости выдержит только дорогой щебеночный асфальт с заметным содержанием каменистого наполнителя. Самые низкие требования выдвигаются к покрытию пешеходных дорожек – для их обустройства хватит и асфальта на основе песка.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ