Как правильно снести загородный дом?
У каждого здания есть срок эксплуатации, после завершения которого его разумнее не ремонтировать, а снести – так безопаснее. Даже если объект находится на вашем участке, выполнять снос все равно нужно в соответствии с законодательными требованиями.
Когда объект не поставлен на кадастровый учет
В этом случае строение нигде законодательно не прописано, потому сносить его можно свободно, и единственной предварительной мерой является разве что его отключение от каких-либо коммуникаций. Естественно, отключение надо проводить не самостоятельно – для этой цели привлекается сотрудник соответствующей РСО, который выполнит все по процедуре и правильной технологии, оформит акт о прекращении обслуживания. Если же речь о хозяйственной постройке, которая и на кадастровом учете не стоит, и ни к каким серьезным коммуникациям обычно не подключена, то снести ее можно сразу же, как только подобное решение было принято.
Если объект на учете
Жилые дома почти всегда стоят на кадастровом учете, и их просто так снести нельзя – то, что есть в документах, должно фигурировать и в реальности. Потому оформление запланированных действий будет несколько более сложным.
Сначала, как и в случае со зданием, не поставленным на кадастровый учет, нужно отключить коммуникации. Принцип аналогичен – вызываем сотрудника РСО, он составляет акт отключения. Если вдруг строение всем необходимым обеспечивало себя самостоятельно, без подключения к коммунальным сетям, тогда этот шаг пропускаем.
Далее надо сообщить местному управлению о сносе, причем делается это дважды: перед стартом работ и после их завершения. Уведомления подаются либо при личном посещении, либо посредством МФЦ; никакой дополнительной документации, вроде проекта сноса, не просят.
Когда дом снесен, надо сообщить об этом в Росреестр – хотя бы для того, чтобы не оплачивать налог с имущества, которого уже нет. Перед этим на объект приглашается кадастровый инженер – он составляет акт обследования, подтверждая для Росреестра, что такого объекта действительно уже не существует. Изменения в регистрационные данные по закону должны быть внесены в десятидневный срок.
Какая документация нужна, чтобы снять объект с кадастрового учета?
- Заявление. Собственник просит снять здание с кадастрового учета, а отдельным заявлением – прекратить свое право собственности на несуществующее строение. Если здание пребывало в совладении, соответствующие заявления должны подать все пока еще действующие владельцы. Делегировать право подачи заявления можно представителю, но тогда последний обязан предъявить нотариальную доверенность на выполнение подобных действий.
- Удостоверение личности того, кто подает бумаги.
- Бумага, доказывающая законный статус владения объектом, о котором идет речь.
- Акт обследования от кадастрового инженера, доказывающий, что дома больше не существует. Если была по плану снесена только часть здания, акт обследования все равно нужен.
- Заключение суда, если объект был снесен в судебном порядке.
Нужно ли спрашивать согласия соседей?
Если дом полностью ваш и находился на вашей территории, при этом процесс сноса никак не затронул соседские владения, то согласие соседей по закону не требуется. Согласие других людей требуется только в случае, если они и сами имеют прямое отношение к этому же зданию:
- дом в совместном долевом владении сносится только с согласия владельца другой части, даже если снос затрагивает только вашу долю;
- если объект куплен или возведен в браке, его нельзя сносить без согласия супруга, даже несмотря на то, что он может не числиться в списке владельцев;
- если объектом владеет несовершеннолетний или недееспособный гражданин, снести здание можно только с согласия органов опеки, поскольку снос предусматривает лишение права собственности.
А если «тихонько» построить новый дом на месте старого?
Бюрократия утомительна, потому некоторые собственники хитрят: сносят старый объект, внесенный в реестр, и на его месте оперативно строят новый, будто ничего не поменялось. Основная проблема такого мероприятия заключается в том, что в будущем новый дом могут признать несоответствующим объекту, стоящему на кадастровом учете – то есть, самостроем. По закону, такой объект должен быть снесен владельцем, да еще и за счет его собственных средств. Очевидно, что это вовсе не то развитие событий, на которое хотелось бы рассчитывать, потому не стоит лениться – лучше в процессе сноса старого здания выполнить все необходимые формальности.
Что делать со строительным мусором?
Снесенный дом превращается в огромное количество строительного мусора, часть которого еще и имеет форму огромных тяжелых кусков. Такие отходы нельзя выбрасывать в контейнер для бытовых отходов – это чревато штрафом с предписанием все равно утилизировать мусор по всем правилам за свой счет. Действия «по инструкции» в этой ситуации предполагают, что бывший владелец закажет услугу по вывозу строительного мусора – то есть, грузовик сразу вывезет обломки непосредственно на свалку.
Как приступить к строительству нового дома?
Для возведения нового здания необходимо получить специальное разрешение – соответствующее уведомление подается напрямую в органы местного самоуправления или посредством МФЦ. После того, как все работы будут завершены, необходимо отправить еще одно уведомление туда же, поставить здание на кадастровый учет, зафиксировать право собственности.