Главная / Полезно знать! / Статьи по теме / Чем и как асфальтировать тротуары?

Чем и как асфальтировать тротуары?

Асфальтобетон – на самом деле, не один строительный материал, а целая группа, с некоторыми отличиями по составу и характеристикам, а, следовательно, и по цене. Тротуар – это асфальтированная поверхность, на которую приходится минимальная механическая нагрузка, ведь на автомобильные дороги, особенно если это оживленная трасса, и взлетно-посадочные полосы оказывается куда более высокое изнашивающее давление. Потому для прокладывания пешеходных дорожек используют наиболее дешевый асфальт, но и его характеристики вместе с толщиной слоя стоит просчитать заранее.

Асфальтировка тротуаров выбираем асфальт

Хотя тротуарный асфальт сталкивается с меньшими нагрузками, от него все равно ждут прочности и долговечности – в идеале он должен обходиться без ремонта как можно дольше. Чтобы добиться выполнения поставленной задачи, важно выбирать материал надлежащего качества и строго соблюдать технологию его укладки.

Толщина тротуарного асфальта: насколько допустимо экономить?

Человек, даже если он нагружен сумками, бежит, едет на велосипеде или идет с детской коляской, никогда не создаст на асфальт нагрузки, сопоставимой с той, что характерна даже для компактного легкового автомобиля. По этой причине для сугубо пешеходной дорожки хватило бы даже 3-4 сантиметров асфальтобетона, но это при условии, что автотранспорт не будет здесь ездить ни при каких условиях. По-хорошему, в нашей стране это правило практически никогда не соблюдается – разве что проезд невозможен физически ввиду скромных габаритов дороги. Следовательно, некоторый запас толщины будет уместным.

Еще один фактор, требующий некоторого увеличения толщины тротуарного асфальта – резкие перепады температуры. Они заставляют покрытие расширяться и сжиматься, в результате образуются трещины, там застаивается вода, которая при замерзании еще больше раскалывает материал. Особо остро проблема встает в случае, если строители по какой-либо причине не выполнили технологию со всей строгостью.

Примечательно, что даже несколько из перечисленных рисков в комбинации не заставляют увеличивать толщину покрытия многократно – например, на стоянках используют слой асфальта от 6 см, а ведь там машины ездят постоянно, хоть и с небольшой скоростью. Таким образом, запас обычно составляет буквально 1-2 см «лишней» толщины.

Как вариант, можно вообще не делать асфальт более толстым, а вместо этого сделать для него более качественную основу. Например, дорожная рубашка, скрытая под асфальтобетоном, выполняется из сыпучих материалов. Для пешеходной дорожки, особенно если она временная, можно использовать и бой кирпича, учитывая, что он очень дешевый, но для запаса прочности стоит использовать щебень. Даже если рубашку отсыпают из смеси разных материалов (а обычно так и происходит), ее свойства будут сильно зависеть от пропорции составляющих с разными характеристиками.

Как влияет состав асфальта?

Если описывать схематически, асфальтобетон – это фрагменты твердого заполнителя, связанные клейким связующим. Заполнитель для асфальта используется разный, и это напрямую влияет на свойства материала. Классификация асфальтов по типу заполнителя позволяет оценить их параметры.

  • Песчаный асфальтобетон стоит очень дешево, и чаще всего для пешеходных дорожек используют именно его. Выдержать вес человека он может без проблем, но более дорогие аналоги отличаются куда более высоким качеством.
  • Гравийный асфальт стоит заметно дороже, зато годится даже для строительства автомобильных дорог – при условии, что это не оживленная трасса. Для тротуаров этот материал тоже подходит, но используют его только там, где променад должен быть «вечным» или с хорошим запасом прочности.
  • Щебеночно-мастичный асфальтобетон максимально дорогой, зато из него можно строить даже взлетно-посадочную полосу – такой он прочный. Отличные характеристики сказываются на стоимости, потому асфальт на основе щебня для строительства тротуаров практически не используют.
  • Асфальтовая крошка – это перемолотый старый асфальт, из которого можно делать покрытия для пешеходных и даже подъездных автомобильных дорог. Однако каких-то универсальных характеристик у такого материала нет, поскольку все зависит от того, из какого заполнителя изначально был сделан измельченный асфальт. Кроме того, на эксплуатационные характеристики крошки влияет и то, как долго она служила в виде первичного асфальта.

Технология прокладывания пешеходного тротуара

Не имеет значения, укладываете вы автомобильную дорогу или пешеходный тротуар – порядок действий сохраняется, разве что материалов во втором случае расходуется меньше. Игнорировать технологию запрещено, поскольку это существенно снизит качество построенного объекта.

  • По сути своей тротуар – конструкция многослойная, но при этом не возвышающаяся над уровнем грунта, потому первым делом необходимо сделать выемку соответствующей глубины. Выбрав землю, со дна траншеи убирают все лишнее (растительные корни, мусор), после чего поверхность высушивают и уплотняют, в том числе дорожными катками или виброплитами. На этом же этапе предусматривают дренажные системы, а если тротуар непосредственно прилегает к проезжей части, систему отвода осадков могут сделать общей.
  • Дорожная рубашка, даже у пешеходной дорожки, должна быть отделена от грунта слоем геотекстиля. Особенность этого материала – в высоких изолирующих свойствах, способности служить долго в толще грунта, и при этом не причинять вреда окружающей среде. Геотекстиль помогает избегать подтопления подушки, укрепляет рубашку и препятствует прорастанию растительности.
  • Песчаную подушку укладывают в качестве стабилизирующего слоя – поверх нее любой тяжелый предмет приобретает устойчивое горизонтальное положение при условии, что песок был хорошо утрамбован. Важно, чтобы песок был однородным, без посторонних вкраплений.
  • Поверх песчаного слоя стелют геосетку или георешетку – это еще один армирующий элемент конструкции. Благодаря такому материалу в целом экономится порядка трети объема щебневой отсыпки, а прочность асфальта повышается почти в два раза. Если не использовать геосетку, щебень со временем «утонет» в песке, и дорога придет в негодность.
  • Лучшим вариантом отсыпки считается натуральный горный щебень, но для тротуаров обычно используют более дешевые альтернативы, вплоть до кирпичного боя. Гнаться за некой единой фракцией нет смысла – даже наоборот, лучше, чтобы размер отсыпки был разным, поскольку так достигается более высокая плотность укладки. Если в распоряжении строителей изначально есть несколько фракций сыпучих материалов,  первым делом отсыпают крупную фракцию, чтобы более мелкие заполнили оставшиеся пустоты. После укладки отсыпку трамбуют и выполняют проливку битумной эмульсией.
  • Финальный этап – укладка асфальта, который на пешеходной дорожке можно класть в один слой. Крошку и песчаный асфальтобетон после укладки дополнительно уплотняют, затем надо выждать, пока покрытие полноценно застынет и станет прочным. Если используется гравийный либо щебневый асфальт, качественнее будет масса из мелких зерен, но для тротуара это не так важно.

Более высокое качество обеспечит горячий асфальтобетон, но массу придется разогревать до 120 градусов, и ее нельзя класть даже при низкой плюсовой температуре, не говоря уж о морозах. Холодная смесь не такая прочная в застывшем виде и обходится застройщику дороже, но для пешеходной дорожки ее свойства достаточны, подогревать ее не надо, а класть можно даже в легкий морозец. Третий вид асфальта – литой – отличается высокой прочностью и отсутствием необходимости уплотнения, но и стоит дорого, а потому в строительстве тротуаров его использование неуместно.

Вместо выводов

Таким образом, слабое механическое воздействие, оказываемое пешеходами на тротуар, позволяет застройщикам сэкономить на асфальте, используя песчаное покрытие или даже асфальтную крошку. В некоторых случаях хватит даже толщины в 3-4 см, но на всякий случай стоит сделать запас в 1-2 см, особенно если по тротуару иногда ездят машины, он эксплуатируется в условиях сурового климата, или просто хочется, чтобы дорожка служила как можно дольше. Гравийный и, тем более, щебеночный асфальтобетон актуальны только в ситуации, если тротуар строится буквально на века.

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ